Умер он в Риге — 16 июля 1990 г. на вершине писательской славы. С той поры прошло более двух десятилетий, но и сегодня Валентин Пикуль — один из самых читаемых российских писателей. Мало кто из наших современников не знает хотя бы несколько его произведений, не видел экранизаций его романов. В чем же секрет такой популярности Валентина Саввича, несмотря на то, что при жизни его творчество неоднозначно расценивалось руководством страны?
Во-первых, Валентин Пикуль оставил огромное литературное наследие, интерес к которому вряд ли может угаснуть. Во-вторых, он не просто «переживал» непростые для нашей страны времена, а был их активным участником. В годы Великой Отечественной войны он сражался с врагом на северных рубежах, а после Победы нашел свое место в жизни, освоив непростое писательское искусство, имевшее большой общественный резонанс. Однако он не шел при этом «наповоду» изменчивой моды, а следовал правде жизни, которую чувствовал сердцем, познавал жизненным опытом.
В 1941 г., когда начиналась Великая Отечественная война, 13-летний Валентин Пикуль вместе с матерью переживал блокадную зиму в осажденном Ленинграде. В 1942 г. они были эвакуированы по «Дороге Жизни» на север. Однако, несмотря на свой юный возраст, В. Пикуль не собирался отсиживаться в эвакуации, а мечтал сражаться с фашистами, как его отец, добровольно ушедший в морскую пехоту. В том же году Валентин Пикуль отправляется на учебу в школу юнг на Соловецкие островах. В 1943 г. он — уже сигнальщик-рулевой, участник боевых действий в команде миноносца «Грозный». До конца войны продолжает он служить на Северном флоте. А после победы над Германией, бывший юнга В. Пикуль, потерявший в этой тяжелейшей войне отца и отчисленный в 1946 г. из Ленинградского военно-морского училища «за нехваткой знаний», занимается сомообразованием, мечтая о работе писателя. Реализовать этот дерзкий план ему, не имевшему в тот момент даже законченного среднего образования, было невероятно трудно, однако настойчивости и трудолюбия Валентину Пикулю было не занимать. Недаром впоследствии литературоведы называли его писателем- тружеником.
В 1953 г. в альманахе «Молодой Ленинград» вышли его первые рассказы, а в 1954 г. был опубликован его первый роман — «Океанский патруль», посвященный войне на Северном театре военных действий. После выхода этого интересного, многопланового, признанного критикой произведения, Валентин Пикуль был принят в Союз писателей СССР.
Однако, несмотря на первый большой успех, Валентин Саввич в течение многих лет продолжает собирать уникальную (11 тысяч томов) историческую библиотеку, упорно, день за днем пишет стихи, рассказы, повести. Интерес к временам ВОВ 1941–1945 гг. сменяется у него увлеченностью событиями более ранних российских исторических эпох Обобщив богатый материал, он работает над своим первым историческим романом «Баязет», который был опубликован в 1961 г. Там перед читателями разворачивается героическая история обороны немногочисленным русским гарнизоном (русско-турецкая война 1877–78 гг.) важной кавказской крепости. В 2003 г., роман был удачно экранизирован, как одноименный телесериал. Начинают издаваться и другие исторические романы Валентина Пикуля, охватывающие целые пласты российской истории — с первых десятилетий 18-го века вплоть до событий времен Октябрьской революции.
В его романе «Париж на три часа», изданном в 1962 г., действие происходит в эпоху наполеоновских войн. Герой произведения — соперник Наполеона, французский генерал-республиканец Моро, готов встать под русские знамена, чтобы помешать диктаторским амбициям Бонопарта. В 1971 г., после выхода романа В. Пикуля «Пером и шпагой», единодушно признанного классикой исторической прозы, о нем заговорили, как о писателе-исследователе. На страницах этого многопланового произведения освещается один из самых запутанных поворотов истории 18-го века: участие России в Семилетней войне, когда русские войска дошли до Берлина. Автор раскрывает на страницах данного произведения тайные пружины придворных и любовных интриг, а также секреты шпионажа и дипломатии, которые привели к созданию антирусского блока. Одной из наиболее колоритных фигур романа- хроники является секретный французский агент кавалер де Еон — мастер переодевания в женское платье, одинаково блестяще владевший пером и шпагой.
Очередной роман В. Пикуля из той же исторической серии — «Слово и дело» (1974), был посвящен событиям начала 18-го века — эпохе царствования Анны Иоанновны, времени интриг и переворотов, одной из мрачных страниц истории, когда русским людям приходилось бороться не только против всесильного фаворита Бирона, но и против общего засилья иностранцев. Следующий его исторический роман, «Битва железных канцлеров» (1977), повествует об эпохе 1850-х — 1870-х годов: периоде напряженной политической дуэли между министром иностранных дел России Александром Горчаковым и «железным канцлером» Германской империи Отто фон Бисмарком.
И завершает данный цикл исторических романов В. Пикуля самый известный его роман — «Фаворит» (одноименный телесериал вышел на экраны в 2005 г.), увидевший свет в 1984 г. Главным литературным героем этого произведения является во многом противоречивая историческая фигура — светлейший князь Григорий Потемкин-Таврический. На страницах романа раскрывается не только жизнь императрицы и ее главного фаворита. В сюжете задействованы и другие исторические личности, создающие величественную панораму отечественной истории России тех времен. Несмотря на сложность исторического материала, самой эпохи, В. Пикулю удалось создать убедительный образ Григория Потемкина, как выдающегося российского государственного деятеля и патриота, радевшего о процветании отечества.
Почти в тот же творческий период Валентин Саввич обращается и к весьма неоднозначным для нашей истории временам русско-японской войны 1904–1905 гг., бездарно проигранной русской элитой, несмотря на героизм и самоотверженность офицеров, солдат и матросов. Не обходит он вниманием и события времен Первой мировой войны, двух российских революций 1917 г., а также более поздние времена истории отечества. Его романы выходят один за другим, и к 80-м годам Валентин Пикуль становится одним из самых читаемых советских писателей.
В центре романа В. Пикуля «На задворках великой империи» (1964) — судьба князя Сергея Мышецкого, блестящего интеллигента, получившего высокий пост в глубинке огромной, разлагающейся Российской империи начала XX в. В следующем его романе — «Из тупика» (1968) — отражен сложный период истории (начиная с кануна Октябрьской революции, заканчивая 20-ми годами), связанный со строительством Мурманской железной дороги и Северного флота, с борьбой против интервенции.
Знаменитый исторический роман В. Пикуля «Реквием каравану PQ-17» увидел свет в 1970 г. (телесериал «Конвой PQ-17» — 2004 г.). На его страницах писатель воссоздает один из мало известных трагических эпизодов Второй мировой войны: гибель в Северной Атлантике летом 1942 г. союзного каравана судов с важными для СССР грузами под ударами немецкой авиации и подводных лодок. Возможно самый талантливый из данной серии романов Валентина Пикуляя — «Моозунд», опубликованный в 1973 г., был экранизирован еще при его жизни в 1987 г. Действие происходит в канун Октябрьской революции, когда, несмотря на резкий поворот истории, моряки Балтийского флота готовы были совершать чудеса героизма в неравных боях с германским флотом, защищая пролив Моозунд.
В 1974 г. увидела свет во многом автобиографическая повесть Валентина Саввича — «Мальчики с бантиками» (фильм вышел в том же году), где рассказывается об организации на Соловецких островах Школы юнг во время ВОВ. В книгу вошли морские миниатюры и размышления автора — «Ночной полет», «Живая связь времен».
В его новом романе — «Три возраста Окини- сан», (1981), рассказывается о судьбе дворянина, блестящего морского офицера Владимира Коковцева, посвятившего жизнь российскому флоту. В фокусе произведения В. Пикуля находятся события русско-японской, Первой мировой войн, Февральской и Октябрьской революций, их влияние на Дальний Восток, где пересеклись интересы Англии, России и Японии. В 1977 увидел свет его следующий роман — «Богатство», повествующий о героической борьбе против японских захватчиков на Камчатке (одноименный телесериал — 2004).
В 1983 В. Пикуль отдельным томом издает «Миниатюры»: калейдоскоп новелл, посвященных ярким личностям российской истории конца XIX — начала XX вв. А его очередной исторический роман «Крейсера» (1985) посвящен русско-японской войне 1904–1905 годов. В фокусе этого произведения находятся героическая оборона Порт-Артура, Владивостока и катастрофическое Цусимское сражение, ставшее символом несгибаемого мужества российских моряков и позора Российской империи.
В 1986 г. увидел свет один из самых известных романов В. Пикуля — «Честь имею». В основе сюжета — интересная судьба разведчика (имя и происхождение не раскрываются), служившего сначала царской, а затем советской России. Герой романа является живым свидетелем политических и дипломатических интриг, способствовавших развязыванию Первой мировой войны. Отражены в произведении и события войны. Действие романа охватывает также времена двух российских революций, период предвоенной советской России. В романе В. Пикуля «Каторга» (1987) рассказывается об обороне острова Сахалин от японских интервентов в 1905 г. силами ополчения из каторжан. Второй роман той же книги — «Плевелы» — рассказывает об освоении целинных земель в канун событий 1904–1905 годов.
Особое место в творчестве В. Пикуля занимает роман «Нечистая сила» (журнальная версия называлась «У последней черты, но весь тираж был изъят цензурой в конце 70-х), вышедший отдельным изданием лишь в 1984 г. Именно за этот роман, главным героем которого является «святой черт» — Григорий Распутин, Валентин Пикуль был избран (посмертно) первым лауреатом премии имени М. А. Шолохова. В середине 70-х писатель передал готовую рукопись романа в журнал «Заря» и попал под огонь критики историка В. Дякина, разгромная рецензия которого долго отравляла Валентину Пикулю жизнь. В данном романе он многопланово, на судьбах героев показывает агонию царского режима, начавшуюся в период Первой мировой войны и назревавших революционных событий 1917 года. В раннем СССР этот исторический материал считался «легитимным», однако «скандальный» роман В. Пикуля был написан в эпоху Брежнева, когда появилось слишком много параллелей между закатом династии Романовых и эпохой «Застоя». Поэтому- то и не удивительно, что такой роман подвергся гонениям со стороны цензуры и властей. Сам же писатель считал это произведение главным своим литературным достижением и гордился им.
Последний исторический роман В. Пикуля «Барбаросса», входивший, в дилогию «Площадь Павших борцов», написать которую он не успел, вышел после смерти писателя в 1991 г. Он был посвящен событиям героической и трагической для страны Сталинградской битве, в которой погиб и его отец, комиссар батальона морской пехоты. Позже был посмертно опубликован еще один том произведений В. Пикуля под общим названием «Псы господни», заканчивавший собрание его сочинений. Сюда вошли незавершенные автором романы, неизвестные читателю миниатюры и прочие материалы. При жизни Валентин Пикуль нередко подвергался критике, якобы, за «вольное обращение» с историческим материалом. Однако его талант был оценен по заслугам: он получил несколько государственных наград и престижных премий (отдал на благотворительные цели), его именем называли корабли, улицы, библиотеки и даже одну дальнюю планету. Бюст В. Пикулю установлен в Мурманске, а общий тираж его романов в настоящее время превышает 500 миллионов экземпляров.
Фотопортретов В. Пикуля в интернете существует мало, а среди тех, что есть, ни один не соответствует в достаточной мере представлению российских читателей об их любимом авторе исторических романов. По просьбе редакции, в связи с 85-летним юбилеем Валентина Саввича, известный московский портретист Аида Лисенкова-Ханемайер написала его обобщенный по фото- и видеоматериалам портрет, который публикуется в текущем номере газеты вместе с посвященной этому событию статьей.