Звоните мне по телефону:
+7 (916) 497 53 34
ПОРТРЕТ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА
не опубликовано
К 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова Известный московский художник-портретист Аида Лисенкова-Ханемайер преподнесла нашей общественности, отмечающей знаменательное событие в ноябре 2011 г., особый подарок – живописный портрет М. В. Ломоносова. Этот новый портрет работы Аиды был опубликован в статье Александра Зинковского «Ломоносовские места Москвы и Петербурга» (Вузовский Вестник, №21 (141) 1-15 ноября 2011 г., с.8-9).

Портрет М.В. ЛомоносоваОткуда появилась идея создания такого портрета? Дело в том, что, несмотря на всю свою нынешнюю популярность у нас и за рубежом, выдающийся российский ученый, первый в истории русский академик М. В. Ломонсов при своей жизни не придавал большого значения личному самоутверждению. Ибо, в первую очередь, он заботился не о собственном благе или об увековечении своего имени в истории, а о развитии у нас в России образования, науки и культуры. Он не любил позировать художникам и не стремился оставить после себя память следующим поколениям именно в ее «портретном выражении», а фотографии в те времена, как известно, еще не существовало. Поэтому его крайне немногочисленные и не слишком удачные скульптурные, графические и живописные портреты, доставшиеся нам «по наследству» от прежних исторических эпох (далеко не все портреты Ломоносова - прижизненные), не дают полного представления о том, как на самом деле мог выглядеть этот величайший титан науки 18-го столетия, энциклопедист, поэт, литератор, художник, педагог и автор множества удивительных для своего времени открытий.

Аида Лисенкова-Ханемайер решила переосмыслить образ «великого помора», чтобы сделать его более доступным и понятным современному человеку. Однако за основу своей работы она не стала брать известный парадный живописный портрет Ломоносова работы художника Л. С. Миропольского (1878), который находится в Эрмитаже и на самом деле является копией с утерянного прижизненного портрета ученого работы Г. Преннера. Несмотря на хорошую технику живописи, этот портрет слишком отягощен условностями приемов и традиций живописи того времени. Причем лицо самого М. В. Ломоносова на данном портрете тоже производит впечатление «стилизации» под общепринятые стандарты того, как должен выглядеть важный государственный человек России 18-го столетия.

Пожалуй, более близок нам по духу скульптурный портрет М. В. Ломоносова работы Ф. Шубина, земляка и друга «великого помора», который его очень хорошо знал при жизни и высоко ценил. Поэтому, Аида решила взять за основу нового портрета именно этот образ М.В.Ломоносова. Несмотря на то, что данная работа была выполнена уже после смерти русского академика, она носит черты высокой одухотворенности и более живого представления о нем, как о человеке и незаурядной исторической личности. В этом скульптурном портрете Ломоносов предстает перед нами в своем подлинном величии, как человек сильный духом и телом, активный борец за утверждение идей просвещения и науки.

На портрете работы Аиды М. В. Ломоносов изображен стоящим у своего рабочего стола с книгами, письменными принадлежностями, глобусом и другими атрибутами «кабинета ученого». Он слегка наклонился вперед, твердо опираясь кулаком правой руки о крышку стола, на которой находятся какие-то важные бумаги, над которыми он сейчас работает (по замыслу, это – его письмо фавориту Екатерины II, своему личному другу и покровителю - И. Шувалову, в котором излагается план создания в Москве Университета по образцу лучших высших учебных заведений Европы). Портрет этот - не парадный, хотя во имя поддержания имиджа 18-го столетия Аида изобразила ученого в характерном парике, достаточно нарядном красном камзоле, рубашке и жилете.

Весьма характерен фон этого портрета, на котором справа присутствует легко узнаваемая вечерняя звезда – Венера, а слева, в лучах склоняющегося к горизонту солнца – прообраз созданного по замыслу Ломоносова МГУ. О том, что у Венеры есть атмосфера, теперь уже знает практически каждый школьник, но для середины 18-го века это было величайшим астрономическим открытием, опередившим достижения западных ученых почти на полвека. Это астрономичекское открытие Ломоносова долго пытались замалчивать, но к началу 19-го века истина всплыла на поверхность и теперь с его приоритетом уже никто не спорит. Авторство Ломоносова в проекте создания МГУ, а также в воплощении этого проекта в жизнь (совместно с усилиями И. Разумовского и самой Екатериы II) тоже, как говорится, у всех на устах.

Так вот, портрет Ломоносова кисти Аиды Лисенковой-Ханемайер все эти главные черты и моменты его характера, судьбы и личности запечатлел хоть и аллегорически, но, в то же время полностью и очень наглядно. А главное, сам Ломоносов предстает здесь перед нами не в образе сытого и довольного жизнью кабинетного ученого, облеченного в генеральский сан и обласканного покровительством на самом высоком уровне. Здесь перед нами находится волевой и решительный человек, сохранивший в своем мужественном облике несгибаемую силу и стать бывшего помора. И, в то же время мы видим перед собой величайшего ученого 18-го столетия, опередившего свою эпоху на целые века, подобно Леонардо да Винчи. Кстати говоря, были случаи, когда биографы Ломоносова сравнивали его именно с этим великим сыном Италии Эпохи Возрождения.

Ну, что ж, тот образ, который создала в своем портрете М. В. Ломоносова московский художник Аида Лисенкова-Ханемайер, пожалуй, действительно созвучен с образом великого Леонардо, и, в то же время он выглядит именно так, как многие из нас хотели бы его себе представить.

Александр Зинковский